Таинства Церкви

СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ

СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ

Церковь, писал великий пастырь святой Иоанн Кронштадтский, «сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым всяка душа живится».Из всех священных действий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия, духовная, нетварная энергия. Она питает и врачует наше духовное и телесное естество.Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается христианину определенная благодать, свойственная именно данному Таинству. Семь Таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни.
Далее читать подробнее  или перейти по ссылке:                                                                                                                                    http://hram-pochaev.moseparh.ru/files/2017/03/СЕМЬ-ТАИНСТВ-ЦЕРКВИ.pdf

Этот раздел расскажет, что такое Таинства церкви и поможет тем, кто готовится к Таинствам . К этим Священнодействиям мы должны отнестись сознательно, нужна посильная подготовка, теоретическая и духовная. Поэтому священник перед крещением и венчанием обязательно проводит предварительные беседы. Вот как дополнение к этим беседам и создавался этот раздел.

Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние и исповедь, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.
Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.
Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.
Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.

Обряды:
МОЛЕБЕН, АКАФИСТ
ОСВЯЩЕНИЕ   ВОДЫ
ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА
ОСВЯЩЕНИЕ ВЕЩЕЙ
ПОГРЕБЕНИЕ И ОТПЕВАНИЕ

Обряд — это внешнее выражение внутреннего значения религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание[1].
В Православной Церкви мы видим определенно обозначенное число таинств. Их семь: Крещение, Миропомазание, Елеосвящение, Евхаристия, Исповедь, Венчание, Священство.
Известно, что учение о семи таинствах перешло в православное богословие из схоластического понимания таинств католической церковью в XVIII веке. «Мы привыкли смотреть на таинства узко — как на церковные ритуалы, формально необходимые для христиан. Важно, однако, вспомнить, что таинственный, или мистический, принцип лежит в основе всего мира, признать, что ничто в мире не профанно и не секулярно»[2].
Формирование чинопоследования таинств было не мгновенным. В христианской Церкви на заре ее зарождения таинства имели совсем другой вид, нежели в настоящее время. Даже такое таинственнейшее из таинств как Евхаристия менялось и было изменяемо. В настоящее время мы служим Литургию святителя Иоанна Златоустого, Литургию святителя Василия Великого, Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Чины литургий оформились в IV, V и VI веках. И это не означает то, что литургий не было. Не было лишь современного вида таинства. Так вот, совокупность действий, окружающих таинства, является обрядом. Но также каждый обряд, «каждый миг, каждая сторона, каждая стадия жизни, от рождения до смерти, таинственна и составляет тайну»[3].
Обряд, однако, не ограничивается по своей сути лишь тем, что окружает таинства, но в некоторой степени тоже является таинством Церкви. Так, не относящееся к числу семи таинств пострижение в монашество автоматически становится обрядом.

Молебен

Молебен, или молебное пение, — это особенное богослужение, на котором испрашивают благодатной помощи Господа Иисуса Христа, Преблагословенной Богородицы, Небесных Сил или святых Православной Церкви. Молебны служат не только чтобы испросить помощи в различных нуждах, но и для благодарения за полученные благодеяния Божии.
Молебны служатся не только в храмах, но и по домам верующих, на улицах, в поле (на бездождие), в школах (на начало учебы) и т. п.
Всегда на Руси служили молебны, и это было естественное стремление людей в общей молитве испросить у Бога благословения. Константин Паустовский описывает в «Повести о лесах» такой общий молебен: «Наутро пришел из Парамонова поп с псаломщиком служить молебен о ниспослании дождя. Вышел весь народ с хоругвями на бугор среди полей, — с того бугра в ясную погоду был виден правый берег Волги»[10].
В настоящее время во многих храмах молебен служится каждый день после Литургии — так называемое чинопоследование общего молебна. Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными»[11]. Однако не только простота восприятия молебнов служит к их распространению. Также способствует этому непосредственное озвучивание просимых вещей: если это начало года — молебен с прошениями о благоприятном годе; если засуха — молебен с прошениями о ниспослании дождя. И, несомненно, желание людей заказать молебен и прийти помолиться на нем растет от службы к службе.

Акафист

Во многих храмах и монастырях совершаются в наше время молебные пения с присоединением к ним акафистов. Такая практика получила распространение лишь на территории Русской Православной Церкви и только за последние полтора-два столетия[12].
Акафисты представляют собой умилительные церковные произведения. Слово «акафист» греческого происхождения, означает «гимн, при пении которого не сидят», в отличии от «кафизмы». Акафисты довольно просты по своему содержанию и с легкостью запоминаются на слух верующими. (Так, например, акафисты святым составляются по принципу краткого переложения содержания их житий). Именно поэтому число акафистов за последние десятилетия выросло неимоверно. Общее количество текстов акафистов составляет свыше 1200[13].
Существуют акафисты Спасителю, Богородице, Ангелу-Хранителю, какому-либо из святых. В уставах, регламентирующих правило, по которому необходимо готовиться к причащению, присутствует акафист (Иисусу Сладчайшему либо Божией Матери). «Частое повторение имени Иисус и имени Божией Матери вводит читающего в живое общение и отношение к Спасителю и Богоматери»[14].

Освящение воды

В настоящее время освящение воды совершается во всех храмах Русской Православной Церкви, и все верующие имеют доступ к святой воде. Освящение воды как чин бывает двух видов: малое освящение воды и великое. После великого освящения мы называем воду великой агиасмой, или великой святыней. Такое освящение бывает только дважды в год, на праздник Богоявления (Крещения) и в его канун.


Освящение воды совершается в этот день не только в храмах, но и на реках и водоемах. Если священник или архиерей в праздник Крещения идут освящать воду в естественном открытом водоеме, то такое освящение называется «хождением на Иордань», в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан. На Руси освящение воды в канун праздника совершалось в храме, а в сам праздник на «Иордани», т.е. в проруби, в которую желающие окунались после окончания чина[15].
Чин малого освящения воды совершается чаще, чем великого. Основные дни, когда освящается вода: в праздник Происхождения Древ (1 августа), в праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы, в день престольного праздника храма. Однако, помимо перечисленных, вода освящается по просьбам верующих и в другие дни. Во многих храмах есть традиция освящать воду каждое воскресенье, чтобы верующие могли всегда испить святой воды.
Святая вода употребляется верующими с благоговение и молитвой, во исцеление души и тела[16].

Освящение храма

На Руси, на том месте, где начинали селиться люди, первым делом ставился храм. Храм, как и все производимое на земле для спасения верующих, необходимо освящается. Ведь храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним будет совершен обряд освящения. После же совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, т.к. становится вместилищем величайшей святыни[17].
С самого начала строительства храм, как величайшая святыня Церкви, сопровождается молитвами верующих. Недаром с возведением здания храма связан ряд молебствований. Это и чин основания храма, чин водружения крестов на купола, чин освящения колоколов и непосредственно сам чин освящения храма.
Чин великого освящения храма, как правило, совершает правящий архиерей. Накануне освящения вечером в храме совершается служба Обновления храма, а непосредственно в день освящения до службы совершается водосвятный молебен. Во время освящения в основание престола влагается частица мощей какого-либо святого, что и составляет главную святыню освященного храма. С этой частицей мощей совершается крестный ход. Также частица мощей влагается в антиминс.
Антиминс — это небольшой шелковый или льняной плат, который полагается на престоле и на котором совершается преложение Святых Тела и Крови Иисуса Христа. Антиминс или вместопрестолье освящает архиерей, так что «если он по какой-либо причине не может освятить храм, освящает только антиминс. Впоследствии этот антиминс отправляется в церковь, для которой он предназначен, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем»[18].
Сразу после великого освящения храма на только что освященном престоле служится первая Литургия — знак того, что храм освящен и будет служить для верующих Домом Спасения.

Освящение вещей

В Православной Церкви верующие всегда понимали себя частью созданного Богом мира, в котором все окружающие их вещи могут служить как к пользе, так и к вреду. Чтобы вещи служили к пользе и через них преподавалось людям Божие благословение, их принято освящать. Так сложилось множество чинов на освящение разных вещей. Есть чины на освящение мирских вещей: домов, машин (освящение «колесницы»), боевого корабля; освящение вещей церковных: крестов, икон, колоколов, богослужебных сосудов и т.д.
Все чинопоследования освящений сопровождаются кроплением освящаемых предметов святой водой. В молитвах на освящение испрашивается Божие благословение на пользование во славу Божию той или иной освящаемой вещи

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КРЕЩЕНИИ

Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это таинство не повторяется.

 ПАМЯТКА  для желающего принять Таинство Святого Крещения

Великое таинство Крещения установлено Самим Господом Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).
Господь говорил о важности Крещения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7).
Сам Спаситель освятил Крещение, приняв его от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских.

Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча
Еще до Крещения ребенка в православной церкви принято читать над новорожденным определенные молитвы.
Этот обряд состоит в чтении священником у постели матери трех молитв в первый же день после рождения младенца.
Три молитвы первого дня содержат радость по поводу явления в мир нового человека. Но новая жизнь так хрупка, так подвержена опасности и деяниям зла! Поэтому в первом благословении матери и младенцу священник испрашивает восстановления целостности человеческой личности, разрушенной грехами «вольными и невольными». Церковь дарует матери прощение и просит дать ей и младенцу переход в жизнь, искупленную Христом, в радость и полноту, «ограждаемую ангелами светлыми и сияющими».

Имянаречение

Раньше имянаречение младенца проводилось строго на восьмой день после рождения. Имянаречение связано с традицией обрезания, которое проводилось на 8-й день. Теперь оно проводится совместно с обрядом крещения (на 40-й день).
Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том случае, когда младенцу угрожает смертная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину.
Собственно имя, нарекаемое младенцу, предоставляется избрать родителям. Взрослые же (таковыми считаются те, кому исполнилось 7 лет) выбирают имя сами. В том случае, если выбор предоставляется священнику, он обязан руководствоваться традицией, по которой новообращенному дают одно из имен тех святых, празднование которых приходится на день рождения крещаемого.
В Православной Церкви принимающим крещение принято давать имена, внесенные в Православные Святцы. Поскольку по действующему законодательству Крещению должна предшествовать гражданская регистрация новорожденного, сегодня родители сами выбирают имя ребенку, которое и вписывается в Свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствуют в Православном месяцеслове, то это еще не значит, что нужно менять имя при крещении. Возможно, следует подыскать церковнославянское соответствие. Например: Анжела — Ангелина, Жанна — Иоанна, Оксана — Ксения, Аксинья — Ксения, Полина — Аполлинария, Егор — Георгий, Денис — Дионисий, Светлана — Фотина и т. д.
В случае, когда не удается установить соответствия, священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
Форма современного обряда крещения проистекает из формы и чинопоследования, которые были в первые годы христианства.
Правда, раньше сами приготовления к таинству Крещения занимали от одного года до нескольких лет и даже десятилетий. Готовившиеся к принятию Крещения, так называемые катехумены, иначе (и более часто употребляемый в православии термин) оглашенные, постепенно вводились в жизнь Церкви, принимая участие в общих молитвах, обучались Священному Писанию. В этом приготовлении участвовала вся община, которая и сама таким образом готовилась к принятию новых членов.
Сегодня подготовка к Крещению в храмах сведена к минимуму (иногда священники проводят подготовительные беседы, но такой опыт практикуется, увы, все реже). Взрослый человек может принять Крещение едва ли не в тот же день, в который решил стать членом православной Церкви.
Младенцев крестят по решению родителей и восприемников — крестных отца и матери. Часто спрашивают: как скоро после рождения нужно крестить ребенка? Чем раньше, тем лучше. Св. Григорий Богослов так говорил о сроках крещения младенцев: «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу». Принято крестить на 40-й день. В тот же день после крещения читаются так называемые молитвы сорокового дня.
Обряд сорокового дня содержит очистительные молитвы о матери. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время послеродового очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм. Потому и совершается этот обряд в самом храме. Только после обряда сорокового дня женщина снова может причащаться Телу и Крови Господа Иисуса Христа. В случае тяжелой болезни она может причаститься Святых Тайн и до истечения сорока дней.

Последование Святого Крещения

Таинство крещения начинается с запретительных молитв священника, в которых иерей силой, данной ему от Бога, запрещает Сатане всякое действие по отношению к новокрещаемому.
Затем следует обряд отречения от сатаны. В древности этот обряд, а также следующее за ним исповедание Христа обычно совершались в Страстную пятницу или субботу, таким образом завершалось приготовление к крещению.
Крещаемый поворачивается лицом на запад — «И обращает его священник на запад… как бы ко тьме, происходящей от запада, в которой пребывает диавол» (св. Симеон Солунский).
Священник спрашивает:
«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
«Отрицаюся!» — должен ответить крещаемый.
Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При крещении младенца за мальчика дает ответы крестный отец, за девочку -крестная мать. Если крестный один, он отвечает независимо от пола, младенца.
Далее священник спрашивает:
«Отреклся ли еси сатаны?»
«Отрекохся!» — отвечает крещаемый.
«И дуни, и плюни на него» (на Сатану — Прим. авт.) — предлагает священник.
Крещаемый должен дунуть и плюнуть, «отречься от сатаны», как учит апостол Павел: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22).
Война объявлена. Начинается битва, исход которой — либо Вечная жизнь, либо вечное проклятие.

Исповедание верности Христу

«И сие сотворишу, обращает его священник к востоку доле руце имуща…» — крещаемый вновь обращается к востоку, ко Христу — Свету мира. «Когда же ты отрицаешься сатаны, — пишет св. Кирилл Иерусалимский, — разрывая совершенно всякий с ним союз… тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света».
«…доле руце имуща…», — этот жест означает, что мятеж против Бога, возбужденный в душе человека кознями врага, утих и сменяется покорностью, послушанием и согласием. «Обратись к востоку, опусти руки, поклонись», — с такими словами обращался епископ ко крещаемому в древнем обряде Константинопольской Церкви.
Затем крещаемый или его восприемник исповедует верность Христу. Священник спрашивает:
«Сочетаваеши ли ся Христу?»
Крещаемый отвечает:
«Сочетаваюся».
Трижды задается этот вопрос, и трижды звучит ответ. Это — исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно присяге.
Священник спрашивает:
«Сочетался ли еси Христу?»
Крещаемый отвечает:
«Сочетахся».
Священник:
«И веруеши ли Ему?»
Крещаемый:
«Верую Ему, яко Царю и Богу».
Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо, по словам Иисуса Христа, «никто, изложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

Исповедание Символа веры

Крещаемый или его восприемник читает Никео-Цареградский Символ веры, принятый на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и дополненный на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.), который служит общим выражением веры Православной Церкви.
Затем снова звучат вопросы:
«Сочетался ли еси Христу?»
«Сочетахся».
«И веруеши ли Ему?»
«Верую Ему, яко Царю и Богу».
Символ веры читается во второй раз, после чего следуют те же вопросы и ответы.
Затем священник читает молитву, завершающую чин приготовления:
«Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему просвещению и сподоби его великия сия благодати, Святаго Твоего Крещения…»

Крещение

Обычай крестить детей восходит к апостольским временам и имеет основание в словах Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). В посланиях апостольских неоднократно упоминается о крещении целых семейств — дома Лидии, темничного стража, дома Стефанова (1 Кор. 1, 16), в которых, без сомнения, были и дети.
В Таинстве Крещения прощается тот самый первородный грех, пагубная склонность ко греху, которая укоренилась в человеке. Поэтому при рождении ребенка в православной семье родители стремятся скорее приобщить свое дитя к благодати Христовой через Святое Крещение. Тогда младенец будет расти в церковной обстановке, храм станет привычным и знакомым местом, где он будет чувствовать себя просто и естественно, окруженный вниманием, хранимый всеобщей заботой. Здесь, под покровом Матери-Церкви, прибегая к ее благодатным таинствам, ребенок обретет защиту от соблазнов мира.
Своей собственной силой человек не может творить благое. В Таинстве Крещения ему подается благодать Духа Святого — просвещающая и укрепляющая духонно и телесно. Поэтому очень важно с младенческих лет пребывать в лоне Церкви, чтобы укоренилась в душе благодатная жизнь.
Готовясь к совершению Таинства Крещения над ребенком, необходимо заранее приобрести крест (небольшого размера и без острых углов), тесемочку, крестильное платье (рубашку) и пеленку.
Собственно Таинству Крещения предшествует наречение младенца именем, которое дается в честь одного из святых православной Церкви. Этот святой является небесным покровителем христианина. День памяти святого называется днем Ангела.
Из благоговения пред имёнем Спасителя и Его Пречистой Матери в православной Церкви не нарекают имена в честь Сына Божия Иисуса Христа, а имя Мария дается в честь одной из святых — преподобных Марии Египетской или Марии Магдалины, или др.
Первые молитвы, которые произносит священник, — о наречении имени. Он просит для новокрещаемого, чтобы его имя было вписано в Книгу Жизнй.
По традиции Таинство Крещения совершается на восьмой день от рождения, — соответственно, ребенку дается имя того небесного покровителя, память которого празднуется в этот день или до сорокового дня от рождения.
Есть великая мудрость в том, что Крещеная Русь нарекала младенцев только теми именами, что значатся в месяцеслове, понимая что «по имени и житие твое да будете. Поэтому крещаемому и крестным надлежит знать житие своего небесного покровителя, молиться ему, ведь теперь в Царствии Божием у престола Господня у него есть свой молитвенник и предстатель».

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Таинство Миропомазания

Миропомазание (иначе — «конфирмация») — одно из христианских таинств, точнее — второе по порядку (вслед за Крещением), в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, которые будут укреплять его в жизни духовной.
По Учению Церкви, помазание чела, очей, уст, ноздрей, ушей, персей (груди), рук и ног священным миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого» сообщает вступающему в церковь силу, благодать Божии.
Миропомазание совершается миро. В его основе чистое растительное масло, с VI в. в него стали добавлять бальзамы и ароматические вещества. Кроме того в миро входят в качестве ингредиентов 31 компонент, в их числе белое виноградное вино, ладан и ряд других веществ (в основном ароматические масла)*.
Изготовление миро совершается обрядом св. Василия Великого в Великий Четверг. Хранится миро (по 6-му правилу Карфагенского Собора) непременно в церковном алтаре, более того — непосредственно на престоле.
Таинство миропомазания совершается только один раз в жизни человека — во время таинства Крещения, сразу же после троекратного погружения в купель.

Шествие вокруг купели

Это шествие совершается в конце чинопоследования Крещения и Миропомазания. Священник вместе с новокрещенным и его восприемниками трижды обходит вокруг купели, идя против движения Солнца, навстречу ему, а в это время все присутствующие поют стих:
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа» (трижды). (Взрослый новокрещенный сам держит свечу в руке, за младенца ее держит восприемник.) Непосредственно за шествием вокруг купели совершается чтение Апостола и Евангелия.

Обряды смывания Святого Миро и острижения волос

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазаиия — смывание святого Миро и острижение волос — совершаются в тот же день сразу же после чтения Евангелия.
Омывание святого Миро — это смывание с тела новокрещенного святого Миро.
Священник кропит святой водой новокрещенного, говоря:
«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего…»
Затем смачивает крещальную губу в воде и отирает ею помазанные святым Миром части тела, произнося:
«Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси. Омылся еси: во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
«Острижение власов» после крещения начинается торжественной молитвой, которая указывает на существо таинств Крещения и Миропомазания: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного творения Божиего:
«Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый и в ней множайшыя чувств водрузивый, не запинающыя друг другу: власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изрядно-художника…»
Человек — образ Божественной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту, радоваться ей — значит возносить благодарение Самому Творцу.
В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос. Особенно живо раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосков с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая, и, наконец, — левая, т. е. в том же порядке, в котором совершается благословение. Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель.
Присутствующие иногда с напряжением смотрят в купель, желая увидеть — не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. По суеверным приметам, это означает недолгую жизнь новокрещенного. Хотя воск, по физическим законам, будучи легче воды, не тонет, брошенный с некоторой силой, он погружается в воду, что вызывает иногда смущение у присутствующих при Крещении и отвлекает их от существа Божественного таинства. Поэтому обычно священник сам тихо опускает комочек воска в купель, не привлекая внимания родителей и восприемников к этому действию.

Крестные родители — восприемники

По правилам, существующим ныне, необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.
При крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку — крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель он возвращается на руки своему восприемнику (уже того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пелену или полотенце и быстро вытереть тело ребенка, чтобы он не переохладился.
Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент, кроме того, он дает ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и сочетовании со Христом.
Когда ребенок подрастет, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном воспитании. Все эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник — крещеный верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения.
Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей.
Перед началом крещения священник должен опросить будущих крестных родителей и выяснить, все ли они крещены, верят ли в Бога, а также разъяснить им ответственность, которую они возлагают на себя, становясь восприемниками. Неверующие и некрещеные, малолетние, а также психически ненормальные люди должны быть отстранены от участия в таинстве в качестве восприемников, то же относится к лицам, пришедшим в храм в нетрезвом виде. При этом по обоюдному согласию священник может предложить родителям младенца восприемника из числа благочестивых прихожан своего храма.
В крайнем случае допускается крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного.

О времени и месте совершения Крещения

Ныне действующими церковными правилами не установлено определенного времени для совершения Крещения. Совершать Крещение дозволяется во всякое время. Крещение совершается в церкви или в специальном помещении при ней — крещальне.
В определенных случаях допускается крещение на дому. В экстремальных условиях крестить в принципе может и крещеный мирянин, не обязательно священник.

Пожалуй, тщетна вера наша, если Иисус Христос не воскрес (см. 1 Кор. 15, 12, 13), если мы не ждем жизни после смерти. Мы веруем в жизнь после смерти, в жизнь будущего века (Символ веры).
Посредством таинств мы воссоединяемся Церковью с Богом и миром. Посредством молитв за усопших мы можем умолить Бога и их (усопших) воссоединить с Собой.
Тело человека — это храм его души, а тело христианина — еще и храм живущего в нем Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 19). Поэтому и отношение к телу в Православной Церкви не только как к клети души подобно отношению эпикурейцев. В своей земной жизни человек прибегает к различным благодатным таинствам Церкви, которые освящают не только его душу, но и тело. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви к телу усопшего относились с любовью и почтением, поскольку тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Поэтому его тело приготавливали к погребению определенными действиями. Такая подготовка включает в себя: омовение тела, облачение усопшего, положение тела в гроб, чтение и пение погребальных молитв[8].
На третий день после смерти над телом усопшего совершается отпевание. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин. Его совершает священник над членом Церкви, который преставился от временной жизни. В этом чине Церковь молится о прощении упокоившемуся всех его прижизненных грехов.
Отпевание может совершаться в храме или на дому, куда приглашается священник. Во время отпевания все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего[9].
Также в Русской Православной Церкви есть практика заочного отпевания, т.е. такого отпевания, которое совершается священником без тела покойного. Однако эта практика, вошедшая в общий обиход в дни гонения на Церковь из-за невозможности совершать отпевания традиционным методом, является производной от случаев, когда тела покойного нельзя было найти или в том случае, если усопший уже похоронен, а отпевание по какой-то причине не состоялось. Поэтому отпевание покойного заочно в наше время, за исключение вышеописанных случаев, является неприемлемым.
Церковное отпевание не совершается над лицами иной веры, некрещеными, а также самоубийцами (за исключением случаев умопомрачения).
Помимо отпевания, в третий, девятый и сороковой дни по смерти человека нужно совершать заупокойную службу, именуемую панихидой. Также панихиду совершают в день рождения покойного, в дни его тезоименитства и в день его смерти.
Панихида — это богослужение, за которым поименно поминаются усопшие, им испрашивается у Бога прощение согрешений, блаженная вечная жизнь и упокоение со святыми.
1. Либрусек. Обряды Православной Церкви. — http://lib.rus.ec/b/357671/read 2. Варфоломей, патриарх. Приобщение к таинству: Православие в третьем тысячелетии / Всесвятейший Вселенский Патриарх Варфоломей. – М.: Эксмо, 2008. – 368 с. – С. 172. 3. Варфоломей, патриарх. Приобщение к таинству: Православие в третьем тысячелетии / Всесвятейший Вселенский Патриарх Варфоломей. – М.: Эксмо, 2008. – 368 с. – С. 174. 4. Либрусек. Обряды Православной Церкви. — http://lib.rus.ec/b/357671/read 5. Шмеман Александр, протопресвитер. Водою и Духом. — http://apologiya.orthodoxy.ru/baptize/shmem.htm 6. Официальный сайт Калининградской епархии РПЦ. Постриг. — http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=112072 7. Православное богослужение. Пострижение в монашество. — http://www.liturgy.ru/trebi_monashestvo 8. Либрусек. Обряды Православной Церкви. — http://lib.rus.ec/b/357671/read 9. Азбука веры. Отпевание. — http://azbyka.ru/dictionary/14/otpevanie-all.shtml 10. Паустовский Константин Георгиевич. Повесть о лесах. — http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/povest-o-lesah/lesa_7.htm 11. Иларион (Алфеев,) архиепископ. Православие. 2-е издание, исправленное в 2-х т. Т. II – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 801 с. 12. Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. 2-е издание, исправленное в 2-х т. Т. II – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 800, 801 с. 13. Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. 4. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. – 303 с. – С. 160. 14. Вениамин (Милов), епископ. Пастырское богословие с аскетикой. – М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2002. — с. 273. 15. Желтов М., дьякон. Водоосвящение.// Православная Энциклопедия. Т.9 – М., 2005. – с. 558-560. 16. Иларион (Алфеев) архиепископ. Православие 2-е издание, исправленное в 2-х т. Т. II – М.: изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 780 с. 17. Либрусек. Обряды Православной Церкви — http://lib.rus.ec/b/357671/read 18. Либрусек. Обряды Православной Церкви. — http://lib.rus.ec/b/357671/read
http://pravpokrov.ru/fundamentals/?SECTION_ID=37#5

Источник: http://uspeniya.cerkov.ru/treby/

Количество просмотров c 20.02.2017года: (2131)