Соборование


 Таинство Соборования состоит из трех частей: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем. Как проходит Соборование. Вопросы и ответы. После Соборования верующие стараются причаститься Святых Таин — на ближайшей Литургии, на которую могут прийти.
Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Елеосвящение — одно из установленных Церковью семи Таинств. Оно служит духовным врачеванием недугов (и духовных, и, как следствие, телесных); вместе с тем оно освобождает страдающего недугом от тех грехов, в которых он не успел раскаяться. Об утверждении Таинства Елеосвящения еще в древней Церкви есть свидетельства как св. Иакова-Апостола (Иаков, 5; 14-15), так и св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста (он составил те молитвы, которые читаются при сем Таинстве), св. Иринея Лионского, св. Амвросия Медиоланского, Оригена, Тертуллиана, да и многих иных.
Елеосвящение в древности было принято совершать совокупным действием семи (не менее) священников, отсюда и второе, весьма распространенное, название этого Таинства — соборование. Однако Церковь позволяет в случае необходимости совершать данное таинство и одному священнику.
Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в духовных недугах, греховной природе человека. Первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения:

«Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16).
На эту связь телесной болезни с греховностью указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо… Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3, 5).

После чего расслабленный получал исцеление.
Апостолы, посланные Спасителем, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12-13). Точнее это таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его:

    «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Однако следует отметить, что не все без исключения болезни — непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.

 

 

 

 

Читать подробнее

Современное секулярное (внецерковное) сознание признает физическое здоровье единственно нормальным состоянием человека; с болезнями же не без успеха борется современная медицина. Лучшие достижения современной науки — лекарства, больницы со специальным оборудованием служат для того, чтобы как можно дальше отодвинуть границу здоровья и жизни — смерть. Однако неминуем момент, когда звучит фраза: «медицина бессильна».
Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное «дополнение» к медицине. Неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторено.
Елеосвящение — таинство исцеления. Его цель и исполнение — в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в «радость и мир» Святого Духа. Во Христе и через Него всё в этом мире: здоровье и болезнь, радость и страдание стали путем, вхождением в Новую Жизнь, ибо проникнуты в сознании верующего ее ожиданием и предчувствием.

Над кем совершается таинство Елеосвящения

Елеосвящению должно предшествовать покаяние, т. е. таинство совершается над человеком, не утратившим сознания. Оно не может совершаться только над больным либо над тем человеком, которому неминуемо грозит смертельная опасность (перед битвой, перед казнью). Оно не может совершаться над младенцем, над тем, кто утратил сознание и чувствование, и, конечно, над находящимся в здравии и вне опасности для жизни. Следует отметить, что это таинство не может быть совершено повторно во время продолжения одной и той же болезни над одним и тем же человеком.
Таким образом, Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.
Для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем.
В случае смертельной опасности, чтобы не лишить больного последнего Причастия, соборование соединяется с исповедью и Причастием. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения и Причастия, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.
Когда таинство Елеосвящения совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей.
В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, вазелиновое и пр. масла) и немного красного вина. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие.

Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем требнике. После совершения таинства читают специальную молитву, и на прихожан возлагают Евангелие — как знак руки Христовой.
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим возложат руки на больных, и они будут здоровы.Евангелие от Марка, глава 16
В апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, а право совершения апостолы передали епископам и священникам. Такую практику описывает апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:14-16).

 

 

 

 

 

Как проходит Соборование

В центре храма ставят стол, а на него — блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — и по выздоровлении, и после всеобщего воскресения (Ин.12:24; 1Кор.15:36-38), а крест и Евангелие — на присутствие в таинстве Христа.
Сверху пшеницы ставят пустую лампаду, в которую вливают елей, смешанный с вином. Масло — видимый знак благодати исцеления (Мк.6:13). Соединение с вином — подражание тому, как самарянин лечил встречного незнакомца:
Самарянин сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (Лк.10:34).
Вокруг сосуда в пшеницу втыкают семь кисточек или стручьев (палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой) для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства.

Таинство Соборования состоит из трех частей: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем.
Первая часть: молебное пение
Молебное пение представляет собой сокращенную постную утреню. После канона этой утрени поются стихиры, в которых больному испрашивается от Господа исцеление от недугов и болезней душевных и телесных.

О том же говорит тропарь Соборования:

Скорый в заступлении един сый, Христе, / скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим, / и избави от недуг и горьких болезней, / и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Вторая часть: освящение елея
Диакон или священник произносит ектению:

«Миром Господу помолимся», к которой прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Святого Духа.

После ектении первый из священников в молитве просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазуемого.

Во время чтения этой молитвы поются тропари — Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.
Третья часть: совершение таинства
Собственно само таинство Елеосвящения состоит из семи чтений Евангелия, семи молитв и семи помазаний святым елеем.
При каждом помазании священник произносит специальную совершительную молитву:

Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего [или рабу Твою] от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего; молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы… и всех святых.
Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

При чтении этой молитвы священник помазует болящего крестообразно — те части тела, чрез которые грех удобнее всего вселяется в душу человека. Лоб — во освящение ума; ноздри — обоняние; уста — вкус; очи — зрение; грудь; ладони с тыльной части рук.

После каждого помазания, по указанию древних требников, полагается стирать бумагою или ватой помазанные святым елеем части тела, а также гасится одна из семи свечей, воткнутых в пшеницу.

После седьмого помазания на голову прихожан возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа.

Евангелие поддерживают священники, а первенствующий священник в это время (не возлагая рук) читает во всеуслышание разрешительную молитву:
Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего.
После Соборования верующие стараются причаститься Святых Таин — на ближайшей Литургии, на которую могут прийти.
Как часто Вы имеете возможность приступать к Святым Таинствам Церкви? Ведь сейчас и для внучки, и для супруга было бы очень важно принять Таинство Соборования, исповедаться за всю жизнь и причащаться почаще.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

О болезни и немощи

Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание.      Читать далее

Таинства Церкви

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Врачи и лекарства от Бога, и обращаться к ним и придерживаться советов профессиональных врачей необходимо.Но всякое обращение к ним надо предварять обращением к Господу в Таинствах соборования и причастия.Читать далее

 

Участвовать в таинстве Соборования следует не чаще раза в год
«В отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании», – постановил Священный Синод Русской Православной Церкви, Читать далее

Таинство елеосвящения. Историко-динамический очерк
Елеосвящение (Соборование) – это одно из семи Таинств, которое, по учению Православной Церкви, служит духовным врачеванием для телесных и духовных недугов, а также дарует больному исцеление тех грехов, в которых он не успел раскаяться.          Читать далее

Нельзя отвергать и лечение. Врачей и лекарства создал Господь.
Преподобный Никон Оптинский Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее. Преподобный Амвросий Оптинский

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Alles mit 20.02.17: (1244)